ВНИМАНИЕ
Информация о Порядке проведения ГИА-9 и ГИА-11

Список литературы для летнего чтения учащихся 8 класса

Назад к списку материалов

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для летнего чтения учащихся 8-х классов

 

Уважаемые родители и дети!

В предложенном списке есть книги и для обязательного, и для самостоятельного чтения.

Рекомендуем начать с книг для обязательного чтения и читать в соответствии с последующим изучением произведений «по четвертям». На летних каникулах - к 1 и 2 четвертям и книги из списка для самостоятельного чтения; на зимних каникулах – к 3 и 4 четвертям и книги из списка для самостоятельного чтения, которые вы выберете по собственному желанию (текстов в учебнике нет).

 

Необходимо (обязательно) вести читательский дневник. Это поможет не только в 9-ом классе успешно сдать зачёт по литературе и экзамен, но и пригодится при подготовке к допускному сочинению и ЕГЭ в 11-ом. Рекомендуем заносить в читательский дневник записи в соответствии со следующим планом:

ПЛАН ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА

  1. Несколько слов об авторе (2-3 предложения, ФИО, век, когда и где жил и работал писатель, что и для кого писал).
  2. Название произведения и его жанр (рассказ, очерк, повесть, роман и т.д.)
  3. Идея произведения (о чём оно? что хотел сказать своим читателям автор, когда писал это произведение?)
  4. Проблематика произведения (сформулируйте ряд проблемных вопросов, над которыми автор предлагает задуматься своим читателям).

    *** Для справки: проблемными называются такие вопросы, которые не имеют однозначного ответа, т.е. дают информацию к размышлению. Поэтому проблемные вопросы начинаются со слов «как?», «зачем?», «почему?», «каким образом?», «с какой целью?»

  5. Перечисли цепь основных событий (НЕ ПЕРЕСКАЗ!!!!!)
  6. Назови главных героев произведения. Кто из них понравился и почему? Кто не понравился и почему?
  7. Опиши свои впечатления о прочитанной книге: чем понравилась книга, на что ты обратил внимание, чему учит книга, кому ты посоветовал бы её прочитать и почему.

(В читательский дневник не вносить только лирику.

Все работы будут проверены и зачтены).

Обращаем Ваше внимание на то, что достаточно объёмные романы изучаются на литературе в течение 2-3 уроков, т.е. обзорно, поэтому предварительное самостоятельное знакомство с этими произведениями обязательно!

 

Для обязательного чтения

1-я четверть

  • И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы»
  • К.Г.Паустовский. «Колотый сахар»
  • Житие преподобного Сергия Радонежского. (Написано Епифанием Премудрым)
  • Житие Аввакума, им самим написанное.
  • А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» (чтение с пометами!!!)
  • Марина Цветаева. Статья «Пушкин и Пугачёв».
  • А.С.Пушкин. «Повести Белкина».

 

2-я четверть

  • М.Ю.Лермонтов. Лирика.
  • М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • Н.В.Гоголь. «Ревизор»

 

3-я четверть

  • И.С.Тургенев. Повесть «Ася»
  • Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала»
  • В.Г.Короленко. Очерк «Парадокс», «Огоньки», «Слепой музыкант», «Судный день», «Мороз», «Черкес», «Мгновение»
  • И.А.Бунин. «Сверчок»
  • М.Горький. «Песня о Соколе», «Заветы отца»

 

4-я четверть

  • К.Г.Паустовский. «Телеграмма»
  • А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»
  • В.М.Шукшин. «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка», «Микроскоп»
  • Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»
  • Мигель де Сервантес. «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский» (избранные главы)
  • Проспер Мериме. «Черногорцы»

 

 

Литература для дополнительного самостоятельного чтения

  • Рей Бредбери. «Песочный человек», «Запах сарсапарели», «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого», «И всё-таки наш», «Вино из одуванчиков», «Лето, прощай!», «451 градус по Фаренгейту»
  • Анатолий Алексин. Повести и рассказы «Звоните и приезжайте!», «Безумная Евдокия», «Домашний совет», «Шаги», «Сердечная недостаточность», «Запомни его лицо!», «Раздел имущества», «Третий в пятом ряду», «Автоответчик», «А тем временем где-то...», «Я ничего не сказал...».
  • Джон Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме»
  • Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
  • В.Быков. «Сотников»
  • В.Закруткин. «Матерь человеческая»
  • Б.Васильев. «Пятница», «Кажется, со мной пойдут в разведку», «Завтра была война…», «А зори здесь тихие…».
  • В.О.Богомолов. «Иван»
  • Е.И.Носов. «Красное вино Победы»
  • Н.А.Тэффи. Сборник рассказов «Белая сирень»
  • Н.И.Дубов. «Мальчик у моря», «Беглец»
  • А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»
  • Ч.Айтматов. «Белый пароход»
  • Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
  • Ч.Диккенс. «Пойман с поличным»
  • П.Мериме. «Маттео Фальконе», «Таманго»
  • В.Каверин. «Два капитана»
  • П.Коэльо. «Алхимик»
  • А.Линдгрен. «Братья Львиное Сердце»
  • Вербер Бернард. Современная проза.

 

 

Произведения для заучивания наизусть (по программе литературы 8 класса)

  • В.В.Маяковский. «Надоело»
  • А.Блок. «Незнакомка»
  • Ю.Д.Левитанский. «Как показать зиму», «Зачем дураку море…»
  • П.А. «Полевые цветы», «Ещё и холоден, и сыр…», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Родине»
  • Н.Заболоцкий. «Журавли», «Не позволяй душе лениться…»
  • А.Т.Твардовский. Любая глава из поэмы «Василий Тёркин»
  • Н.Рубцов. «Русский огонёк», «О Московском Кремле»

 

 

Рекомендуем посмотреть следующие фильмы

  • «Список Шиндлера». Исторический фильм Стивена Спилберга 1993 года о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».Фильм завоевал семь премий «Оскар», восемь премий BAFTA и множество других наград; 1995 году был включён в список 45-ти величайших фильмов всех времён, составленный в Ватикане к столетию кинематографа. Слоганом фильма стала цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
  • «Жизнь прекрасна». Во время II Мировой войны в Италии в концлагерь были отправлены евреи, отец и его маленький сын. Жена, итальянка, добровольно последовала вслед за ними. В лагере отец сказал сыну, что все происходящее вокруг является очень большой игрой за приз в настоящий танк, который достанется тому мальчику, который сможет не попасться на глаза надзирателям. Он сделал все, чтобы сын поверил в игру и остался жив, прячась в бараке. Режиссер Роберто Бениньи, 1997 год.
  • «Помни имя своё». Фильм основан на реальных событиях. Во время второй мировой войны русская женщина Зинаида, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Это фильм о войне и её последствиях, снабжённый типичным мелодраматическим конфликтом потерянного и вновь обретённого сына... Режиссёр Сергей Колосов, 1974 год.
  • «Завтра была война». Герои фильма «Завтра была война» учатся в обычной советской школе, стремятся быть идейными комсомольцами, верными слову партии. Однако убеждения учителей не могут найти отзыв в душах старшеклассников – сложно верить в идею, когда тебе постоянно твердят, что твои родные и близкие люди оказались «врагами народа»... Режиссёр Юрий Кара, 1987 год.
  • «А зори здесь тихие». Действие происходит во время Великой Отечественной войны (1941-1945)... Россия, Карелия, осень 1941 года. Пять девушек - зенитчиц, многим из которых нет еще и 20 лет, и их командир, старшина Васков, неожиданно обнаруживают, что в этой, еще далекой от линии фронта местности, высадился немецкий диверсионный отряд. Необходимо передать эту информацию в штаб. Но связь нарушена диверсантами, маленький отряд отрезан от своих, и помощи ждать не приходится. Враги пытаются проникнуть дальше в тыл советских войск с заданием уничтожить ряд важных объектов. Васков с пятью девочками принимают неравный бой против шестнадцати до зубов вооруженных фрицев. Режиссер Станислав Ростоцкий. 1972 год.
  • «Общество мёртвых поэтов». Джон Китинг — новый преподаватель английской словесности в консервативном американском колледже. От чопорной массы учителей его выгодно отличают легкость общения, эксцентричное поведение и пренебрежение к программе обучения. Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой. Режиссер Питер Уир, сценарий Том Шульман. 1989 год. Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, также фильм номинировался в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (Робин Уильямс). Две премии «БАФТА» за лучший фильм года и лучшую музыку.
  • «Пианист». Фильм Романа Полански, который был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале 2002 года, а также трёх премий «Оскар», включая за лучшую режиссуру и лучшему актёру — Эдриену Броуди. Фильм повествует о судьбе Владислава Шпильмана – выдающегося польского пианиста, еврея по национальности. Вынужденный жить в Варшавском гетто во время Второй мировой войны, он сполна познает вкус унижений, страдания и борьбы. Один из офицеров отступающей немецкой армии обнаруживает его среди руин разрушенного бомбежками города и помогает ему выжить.
  • «Август Раш». Молодой харизматичный ирландский гитарист и американская виолончелистка из престижной семьи полюбили друг друга. После волшебной встречи в Нью-Йорке, обстоятельства оказываются сильнее их и они вынуждены расстаться. Родившийся ребёнок, Август Раш (Фредди Хаймор), по столь же несчастливому стечению обстоятельств оказывается в одном из нью-Йоркских приютов. Двенадцать лет спустя Август Раш, необыкновенно талантливый для своего возраста музыкант, отчаянно стремится найти своих родителей. Фильм режиссёра Кирстен Шеридан, вышедший на экраны в 2007 году.
  • «Форрест Гамп». Фильм режиссёра Роберта Земекиса. Поставлен по одноимённому роману Уинстона Грума (1986), вышел на экраны в 1994 году. Наиболее успешный фильм режиссёра как среди зрителей (первое место по сборам в 1994 году), так и среди критиков и профессиональных кинематографистов (38 наград по всему миру, включая 6 премий «Оскар»). От лица главного героя Форреста Гампа, слабоумного безобидного человека с благородным и открытым сердцем, рассказывается история его необыкновенной жизни. Фантастическим образом превращается он в известного футболиста, героя войны, преуспевающего бизнесмена. Он становится миллиардером, но остается таким же бесхитростным, глупым и добрым. Форреста ждет постоянный успех во всем, а он любит девочку, с которой дружил в детстве, но взаимность приходит слишком поздно.

 

 

Назад к списку материалов