ВНИМАНИЕ
Информация о Порядке проведения ГИА-9 и ГИА-11

Упражнения для улучшения дикции

Укрепление мышц нижней челюсти

Упражнение 1.

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ». При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается.

Упражнение 2.

Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.

Упражнение 3.

То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

Укрепление мягкого нёба

Упражнение 1.

Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.

Упражнение 2.

Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.

Упражнение 3.

Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

Укрепление мышц языка и губ

Упражнение 1.

Проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;

Упражнение 2.

Произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;

Упражнение 3.

Произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;

Упражнение 4.

Для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;

Упражнение 5.

Сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.

Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта

Упражнение 1.

При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

Упражнение 2.

При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

Упражнение 3.

Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов

Упражнение 1.

Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.

Упражнение 2.

Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе

Упражнение 1.

В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.

Упражнение 2.

Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание.

Развитие диапазона и усиление голоса

Упражнение 1.

Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.

Упражнение 2.

После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.

По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.