Список литературы Для летнего чтения учащихся 9 класса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для летнего чтения учащихся 9-х классов
Уважаемые родители и дети!
В предложенном списке есть книги и для обязательного, и для самостоятельного чтения.
Рекомендуем начать с книг для обязательного чтения и читать в соответствии с последующим изучением произведений «по четвертям». На летних каникулах - к 1 и 2 четвертям и книги из списка для самостоятельного чтения; на зимних каникулах – к 3 и 4 четвертям и книги из списка для самостоятельного чтения, которые вы выберете по собственному желанию (текстов в учебнике нет).
Необходимо (обязательно) вести читательский дневник. Это поможет не только в 9-ом классе успешно сдать зачёт по литературе и экзамен, но и пригодится при подготовке к допускному сочинению и ЕГЭ в 11-ом. Рекомендуем заносить в читательский дневник записи в соответствии со следующим планом:
ПЛАН ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА
- Несколько слов об авторе (2-3 предложения, ФИО, век, когда и где жил и работал писатель, что и для кого писал).
- Название произведения и его жанр (рассказ, очерк, повесть, роман и т.д.)
- Идея произведения (о чём оно? что хотел сказать своим читателям автор, когда писал это произведение?)
- Проблематика произведения (сформулируйте ряд проблемных вопросов, над которыми автор предлагает задуматься своим читателям).
*** Для справки: проблемными называются такие вопросы, которые не имеют однозначного ответа, т.е. дают информацию к размышлению. Поэтому проблемные вопросы начинаются со слов «как?», «зачем?», «почему?», «каким образом?», «с какой целью?» - Перечисли цепь основных событий (НЕ ПЕРЕСКАЗ!!!!!)
- Назови главных героев произведения. Кто из них понравился и почему? Кто не понравился и почему?
- Опиши свои впечатления о прочитанной книге: чем понравилась книга, на что ты обратил внимание, чему учит книга, кому ты посоветовал бы её прочитать и почему.
(В читательский дневник не вносить только лирику.
Все работы будут проверены и зачтены).
Обращаем Ваше внимание на то, что достаточно объёмные произведения изучаются на литературе в течение 5-6 уроков, поэтому предварительное самостоятельное знакомство с этими произведениями ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Для обязательного чтения
1-я четверть
- «Слово о полку Игореве»
- Марина Цветаева. «Плач Ярославны» - наизусть
- М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…» (отрывок наизусть)
- Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (наизусть)
- Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
- В.А. Жуковский. «Невыразимое», «Море»
- А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (обязательное чтение с карандашом и закладками!!!)
- Обязательно посмотреть телеспектакль «Горе от ума», постановка Олега Меньшикова, 2000 год.
- А.С. Пушкин. Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «К морю», «Анчар», «Туча», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Признание», «Мадонна», «Храни меня, мой талисман…», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (ВСЕ стихотворения учить наизусть)
- А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» - (обязательное чтение с карандашом и закладками!!!)
- Н. Долинина. «Прочитаем Онегина вместе» Из книги «Герои разного времени», стр. 4-172
(читать Пушкина и Долинину параллельно по главам!!! + обязательно цитаты выписывать в «Читательский дневник»!!!) - Н. Долинина. «Каждый читает по-своему», стр. 16-35 – обязательный конспект в «Читательский дневник»
2-я четверть
- М.Ю. Лермонтов. Лирика: «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» - (ВСЕ стихотворения учить наизусть)
- М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
- Н. Долинина. «Печорин и наше время» Из книги «Герои разного времени», стр. 173 - 369
(читать Лермонтова и Долинину параллельно по главам!!! + обязательно цитаты выписывать в «Читательский дневник»!!!))
3-я четверть
- Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души» - (обязательное чтение с карандашом и закладками!!!)
- Н. Долинина. «Каждый читает по-своему», стр. 145-149 – обязательный конспект в «Читательский дневник»
- А.Н. Островский. Комедия «Свои люди - сочтёмся»
- Н.А. Некрасов. Лирика: «Я лиру посвятил народу своему…», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» - (ВСЕ стихотворения учить наизусть)
- Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»
- В.В. Маяковский. Лирика: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Я и Наполеон», «Братья писатели», «Хорошее отношение к лошадям» - (ВСЕ стихотворения учить наизусть)
- С. Есенин. Лирика: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Я покинул родимый дом…», «Закружилась листва золотая…» - (ВСЕ стихотворения учить наизусть)
- Анна Ахматова. Лирика: «В Царском селе» (все три части), «Я научилась просто мудро жить…», «Стихи о Петербурге» (часть 1 и 2) - (ВСЕ стихотворения учить наизусть)
- Марина Цветаева. Лирика: «Маме», «В зале», «Мирок», «Анне Ахматовой», «Маяковскому», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Облака – вокруг, купола – вокруг…» - (ВСЕ стихотворения учить наизусть)
4-я четверть
- А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (обязательное чтение с карандашом и закладками!!!)
- Н. Долинина. «Каждый читает по-своему», стр. 60 - 77 – обязательный конспект в «Читательский дневник»
- А. Платонов. «Юшка»
- А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»
- А. де Сент – Экзюпери. «Маленький принц»
- Н. Долинина. «Каждый читает по-своему», стр. 78 - 82 – обязательный конспект в «Читательский дневник»
Литература для дополнительного самостоятельного чтения
(Данные произведения советую прочитать учащимся уровней С и В, т.к. они будут полезны при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку).
- В. Вересаев. Рассказы «Состязание», «Мать», «Эйтемия»
- В. Астафьев. Рассказы «Домский собор», «Тот, кто не растёт, умирает»
- Ю. Бондарев. «Простите нас!»
- Л. Андреев. «Ангелочек», «Красный смех»
- А.П.Платонов. Рассказы «Семён», «Возвращение», «Маленький солдат», «Сержант Шадрин», «Юшка», «Песчаная учительница», «Цветок на земле», «Потомки солнца», легенда «Разноцветная бабочка»
- Майк Гелприн. «Свеча горела»
- Грэм Грин. «Разрушители»
- Я. Голованов. «Этюды об учёных»
- С. Алексиевич. «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Последние свидетели»
- Тамара Цинберг. «Седьмая симфония»
- Николай Внуков. «Наша восемнадцатая осень»
- М.А. Шолохов. Рассказы «Чужая кровь», «Судьба человека» (советую посмотреть фильм), «Родинка»
- Галина Щербакова. «Вам и не снилось»
- Константин Сергиенко. «До свидания, овраг!»
- В. Гюго. «Собор Парижской богоматери»
- Ч. Диккенс. «Большие надежды», «Повесть о двух городах»
- Бэн Элтон. «Два брата»
- Пауло Коэльо. «Вероника решает умереть», «Алхимик»
- Диана Сеттерфилд. «Тринадцатая сказка»
- Джон Фаулз. «Коллекционер»
- Дэн Браун. «Код да Винчи»
- Джон Грин. «Виноваты звёзды»
- Анна Гавальда. «Просто вместе»
- Ромэн Гари. «Обещание на рассвете»
- Донна Тартт. «Щегол»
- Иэн Макьюэн. «Амстердам»
- Дэниэл Киз. «Цветы для Элджернона»
- Луис Сепульведа. «Старик, который читал любовные романы»
Для уровня С+ (учащихся, интересующихся не только литературой, но и историей,
и принимающих участие в олимпиадах по литературе)
- А.И. Солженицын. Рассказы «Правая кисть» (продолжение разговора о трагедии маленького человека, беззащитного перед мёртвой идеологией. Основная ситуация рассказа (человек перед лицом смерти) — ключевая для русской литературы. Смерть как оценка жизни, проверка на жизнеспособность всего, чем жил человек, во что он верил. Это рассказ-символ. Здесь смерть героя — это осмысление не только его жизни, его нравственных ценностей, но и оценка идеологии государства, оценка революции, оценка мировоззрения человека советской эпохи). Повесть «Один день Ивана Денисовича» (Сам Солженицын по этому поводу писал: «...Нужно было описать весь лагерный мир - одним днём...". Основным фактором движения сюжета в произведении является течение лагерного времени: от ранней побудки до отбоя. Иван Денисович Шухов - главный герой. Ему 40 лет, в прошлом крестьянин, женат, имеет двух дочерей. В начале войны ушел на фронт, был ранен, в феврале 1942 г. армия попала в окружение, Шухов оказался в плену, но ему удалось бежать. Он был вынужден подписать признание в том, что он фашистский агент. Его осудили по 58 статье («Измена Родине»), и приговорили к 10 годам лагерных работ. С тех пор прошло уже 8 лет. За время, которое Шухов провел в лагере, он "не уронил себя". В этом ему помогло соблюдение некоторых принципов жизни: причастность к сообществу людей, труд, крепость духа, мудрость, ответственность, совестливость. День этот был для него "почти счастливым". Всего один день, изображенный писателем, стал символом страшной эпохи, в которой не так давно жила наша страна.
- В.Г. Распутин. Повесть «Живи и помни» (Бывает наказание смертью, а бывает — жизнью. Главный герой повести Андрей вынужден жить. Но жить пустым, загнанным, озверевшим. Любая смерть лучше такой жизни. А вина Андрея в том, что он в тяжелое время отбился от народа, людей. Распутин жестоко наказывает его за это. "Живи и помни. Живи и помни!” — обращается писатель к своему читателю, дабы помнили мы о том, что нельзя прожить врозь от народной судьбы...)
- В.С. Гроссман. «Жизнь и судьба» (Основной круг философской проблематики эпопеи В.Гроссмана “Жизнь и судьба” — жизнь и судьба, свобода и насилие, законы войны и жизни народа. Писатель видит в войне не столкновение армий, а столкновение миров, столкновение различных взглядов на жизнь, на судьбу отдельного человека и народа. Война выявила коренные проблемы современности, вскрыла основные противоречия эпохи. В романе две основные темы — жизнь и судьба).
- В. Быков. Военная проза. Рассказ «Последняя граната». Повести «Сотников», «Карьер», «В тумане», «Обелиск» (в повести отражена проблема нравственного выбора. Автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда останется истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом).
- Ф. Саган. «Окольные пути» (Это еще одна вариация на тему любви и человеческих взаимоотношений. Любовь может подарить человеку счастье, а может разрушить его жизнь и лишить всяких надежд. Она нередко приходит окольными путями и выбирает для этого самый неожиданный момент... Четверо завсегдатаев светских салонов летом 1940 года бегут из оккупированного фашистами Парижа и прячутся на маленькой ферме. Кардинальная смена уклада жизни, разрыв с прежними привычками связали этих совершенно непохожих людей. Но именно здесь, ощутив муки отчаяния и одиночества, они испытали мгновения подлинного счастья), «Рыбья кровь» (Творческий, тонко чувствующий человек сталкивается с машиной нечеловеческого бытия в оккупированной Франции, пытается быть порядочным, ищет выход, не находит и в итоге принимает единственно правильное, пусть и страшное решение. Счастье мимолетно и лживо. Вечной бывает только печаль).
- В. Аксенов. «Коллеги» (Это повесть о молодых коллегах-врачах, ищущих свое место в жизни и находящих его, повесть о молодом поколении, о его мыслях, чувствах, любви. Их трое - три разных человека, три разных характера), «Звездный билет» (Главный герой и его товарищи решают после окончания школьных экзаменов отправиться путешествовать. Ими движет жажда свободы, приключений, романтика. Они молоды, наивны, безответственны. В реальной жизни всё сложно: заканчиваются деньги, предала любимая девушка, необходимо принимать серьёзные решения. Друзья устраиваются в рыболовецкое хозяйство. Тяжелая работа, дисциплина, ответственность - всё это меняет жизненные ценности ребят).
- А. Рыбаков. «Дети Арбата» (Это история о трагическом времени "периода культа личности". Это горькая история судеб нескольких молодых людей, родившихся и выросших в Москве на Арбате. По мотивам произведения снят известный одноименный сериал. Книга посвящена поколению людей, чья молодость пришлась на 1930-е годы. Это время помпезных кремлевских кабинетов, коммунальных квартир и старой, почти исчезнувшей сейчас Москвы... Жизнь, полная тяжелых испытаний, для юных героев только начинается. Пока они выпускники обычной школы, дети. Дети Арбата).
- Ю. Домбровский. Роман «Факультет ненужных вещей» (В основе концепции человека и истории лежит представление о том, что история человечества в метафизическом смысле представляет собой вечную борьбу добра и зла, трансформирующуюся в человеческом мире в вечное противостояние культуры и власти, олицетворением которых становятся личность и государство).
- Б. Ямпольский. Роман «Московская улица» (роман о жизни послевоенной Москвы, художественное исследование нравов сталинского времени, очередное произведение, касающееся еще недавно запретной темы массовых репрессий).
Произведения для заучивания наизусть (по программе литературы 9 класса)
Обратите внимание на то, что все указанные стихотворения войдут
как «Чтение наизусть» в зачёт по литературе!
- Марина Цветаева. «Плач Ярославны»
- М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…» (отрывок)
- Г.Р. Державин. «Властителям и судиям»
- А.С. Пушкин. Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «К морю», «Анчар», «Туча», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Признание», «Мадонна», «Храни меня, мой талисман…», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
- М.Ю. Лермонтов. Лирика: «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва»
- Н.А. Некрасов. Лирика: «Я лиру посвятил народу своему…», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»
- В.В. Маяковский. Лирика: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Я и Наполеон», «Братья писатели», «Хорошее отношение к лошадям»
- С. Есенин. Лирика: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Я покинул родимый дом…», «Закружилась листва золотая…»
- Анна Ахматова. Лирика: «В Царском селе» (все три части), «Я научилась просто мудро жить…», «Стихи о Петербурге» (часть 1 и 2)
- Марина Цветаева. Лирика: «Маме», «В зале», «Мирок», «Анне Ахматовой», «Маяковскому», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Облака – вокруг, купола – вокруг…»
Рекомендуем посмотреть следующие фильмы
- «Список Шиндлера». Исторический фильм Стивена Спилберга 1993 года о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».Фильм завоевал семь премий «Оскар», восемь премий BAFTA и множество других наград; 1995 году был включён в список 45-ти величайших фильмов всех времён, составленный в Ватикане к столетию кинематографа. Слоганом фильма стала цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
- «Жизнь прекрасна». Во время II Мировой войны в Италии в концлагерь были отправлены евреи, отец и его маленький сын. Жена, итальянка, добровольно последовала вслед за ними. В лагере отец сказал сыну, что все происходящее вокруг является очень большой игрой за приз в настоящий танк, который достанется тому мальчику, который сможет не попасться на глаза надзирателям. Он сделал все, чтобы сын поверил в игру и остался жив, прячась в бараке. Режиссер Роберто Бениньи, 1997 год.
- «Помни имя своё». Фильм основан на реальных событиях. Во время второй мировой войны русская женщина Зинаида, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Это фильм о войне и её последствиях, снабжённый типичным мелодраматическим конфликтом потерянного и вновь обретённого сына... Режиссёр Сергей Колосов, 1974 год.
- «Завтра была война». Герои фильма «Завтра была война» учатся в обычной советской школе, стремятся быть идейными комсомольцами, верными слову партии. Однако убеждения учителей не могут найти отзыв в душах старшеклассников – сложно верить в идею, когда тебе постоянно твердят, что твои родные и близкие люди оказались «врагами народа»... Режиссёр Юрий Кара, 1987 год.
- «А зори здесь тихие». Действие происходит во время Великой Отечественной войны (1941-1945)... Россия, Карелия, осень 1941 года. Пять девушек - зенитчиц, многим из которых нет еще и 20 лет, и их командир, старшина Васков, неожиданно обнаруживают, что в этой, еще далекой от линии фронта местности, высадился немецкий диверсионный отряд. Необходимо передать эту информацию в штаб. Но связь нарушена диверсантами, маленький отряд отрезан от своих, и помощи ждать не приходится. Враги пытаются проникнуть дальше в тыл советских войск с заданием уничтожить ряд важных объектов. Васков с пятью девочками принимают неравный бой против шестнадцати до зубов вооруженных фрицев. Режиссер Станислав Ростоцкий. 1972 год.
- «Общество мёртвых поэтов». Джон Китинг — новый преподаватель английской словесности в консервативном американском колледже. От чопорной массы учителей его выгодно отличают легкость общения, эксцентричное поведение и пренебрежение к программе обучения. Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой. Режиссер Питер Уир, сценарий Том Шульман. 1989 год. Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, также фильм номинировался в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (Робин Уильямс). Две премии «БАФТА» за лучший фильм года и лучшую музыку.
- «Пианист». Фильм Романа Полански, который был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале 2002 года, а также трёх премий «Оскар», включая за лучшую режиссуру и лучшему актёру — Эдриену Броуди. Фильм повествует о судьбе Владислава Шпильмана – выдающегося польского пианиста, еврея по национальности. Вынужденный жить в Варшавском гетто во время Второй мировой войны, он сполна познает вкус унижений, страдания и борьбы. Один из офицеров отступающей немецкой армии обнаруживает его среди руин разрушенного бомбежками города и помогает ему выжить.
- «Август Раш». Молодой харизматичный ирландский гитарист и американская виолончелистка из престижной семьи полюбили друг друга. После волшебной встречи в Нью-Йорке, обстоятельства оказываются сильнее их и они вынуждены расстаться. Родившийся ребёнок, Август Раш (Фредди Хаймор), по столь же несчастливому стечению обстоятельств оказывается в одном из нью-Йоркских приютов. Двенадцать лет спустя Август Раш, необыкновенно талантливый для своего возраста музыкант, отчаянно стремится найти своих родителей. Фильм режиссёра Кирстен Шеридан, вышедший на экраны в 2007 году.
- «Форрест Гамп». Фильм режиссёра Роберта Земекиса. Поставлен по одноимённому роману Уинстона Грума (1986), вышел на экраны в 1994 году. Наиболее успешный фильм режиссёра как среди зрителей (первое место по сборам в 1994 году), так и среди критиков и профессиональных кинематографистов (38 наград по всему миру, включая 6 премий «Оскар»). От лица главного героя Форреста Гампа, слабоумного безобидного человека с благородным и открытым сердцем, рассказывается история его необыкновенной жизни. Фантастическим образом превращается он в известного футболиста, героя войны, преуспевающего бизнесмена. Он становится миллиардером, но остается таким же бесхитростным, глупым и добрым. Форреста ждет постоянный успех во всем, а он любит девочку, с которой дружил в детстве, но взаимность приходит слишком поздно.
- «Андрей Рублёв». Историческая кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». Первоначально картине предполагалось дать название «Страсти по Андрею». Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля (1969). В 1995 году фильм вошёл в Ватиканский список — список 45 «величайших фильмов», составленный Ватиканом по случаю столетней годовщины кинематографа. Фильм описывает жизнь Андрея Рублёва - известного русского иконописца, протекающую в конце XIV - начале XV веков. Времени, когда становилась новая русская государственность под рукой Москвы и завершался переход Руси языческой к христианской.
- «Пролетая над гнездом кукушки»
- «Хористы»
- «Гран Торино»
- «Человек дождя»
- «Перед классом»
- «Белый плен»
- «Король говорит!»
- «Тэмпл Грандин»
- «Шоколад»